Дипломная работа выпускного курса традиционно подводит итог многолетнего обучения детей изобразительному искусству. В Новгородской ДХШ тема диплома-2021 посвящена юбилею Ф.М. Достоевского и воплотилась в партнерском выставочном проекте с Новгородским музеем-заповедником. 25 сентября 2020 г. для будущих дипломников была организована поездка по памятным местам Старой Руссы с посещением Дома-музея Ф.М. Достоевского и экспозиции Музея романа «Братья Карамазовы». Первый творческий выезд учеников после снятия части ограничений во время пандемии, солнечная мягкая осенняя погода, особенная атмосфера экспозиций, долгожданная возможность совместной пленэрной работы в историческом месте и увлекательные рассказы экскурсоводов дали яркий старт всему проекту. Сотрудников дома-музея можно с полным правом назвать соавторами выставки. Они сумели по-настоящему увлечь ребят, погрузить их в мир семьи Достоевских и акцентировать внимание на важных событиях жизни и творчества писателя. Во время защиты диплома все авторы отмечали, что на замысел их картин в первую очередь повлияло посещение Старой Руссы и музеев. Результатом продолжительной работы над дипломным проектом стала выставка под названием «В рисунках слов и мест следы», отражающая впечатления начинающих художников от знакомства с миром Ф.М. Достоевского. Авторам работ 14-17 лет и их впечатления передают как индивидуальное, так и типичное отношение современной молодежи к знаменитому писателю. Достоевский для них сложен, труден, не всегда понятен, но парадоксально привлекателен и близок противоречиями, метаниями, непростым, подчас взрывным характером. За время создания композиций отвлеченный «памятник на пьедестале» постепенно превратился в более реальный человеческий образ, коллективный «портрет Федора Михайловича-2021». Представленные на выставке работы интересны широкой вариативностью тематических изобразительных трактовок и разнообразием технических приемов. Неординарная личность Ф.М. Достоевского оригинально воплощена в работах: «Футуристический Достоевский», автор которой Макар Муравьев в духе С. Дали и Э. Мунка передает боль, нравственные страдания и многогранность личности писателя, и «Две стороны» Андрея Коровина, где показаны противоречия сложного характера Федора Михайловича с духовными исканиями и одновременно подверженного страстям. Профиль Достоевского в выразительном черно-белом коллаже Александры Решетиной «Цитата» становится своеобразной организующей архитектоникой мыслей писателя и обрамляется ленточной строкой из романа «Идиот», возможно, ключевой в понимании замысла композиции. В героях и многочисленных «говорящих» деталях темперного листа Александры Михайловой «Станция метро «Сенная площадь» узнаются современные Раскольников и Соня Мармеладова. Строгое, почти плакатное решение аппликации «Совесть» Дарьи Платоновой лаконично и емко показывает драматичный разрыв жизни Родиона Раскольникова, заключенный между началом и финалом романа «Преступление и наказание». Для придания сюжетной остроты непростых отношений и образных характеристик Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева в коллаже «Ссора двух гениев» его автор Ксения Лебедева эффектно использовала комбинацию отмывки тушью, линейной графики и рисунка белым маркером на черном фоне листа. Тщательно организованные и детально прорисованные графитным карандашном композиции Юлии Борисовой и Вениамина Несговорова раскрывают образ Достоевского в период написания романов «Идиот» и «Преступление и наказание». В работе «Взгляд из прошлого» София Бегунова при помощи изящной монохромной отмывки тушью воспроизводит современный узнаваемый интерьер старорусского дома писателя, в котором в зазеркальном пространстве зримо присутствует сам Федор Михайлович. Отчасти похожая мистическая атмосфера рождается в коллаже Софии Лозгачевой «Тени души», где Достоевский прогуливается по ирреальной набережной реки Перерытицы среди своих персонажей и их таинственных отражений. В акварельном коллаже Ирина Платонова превращает гостиную Достоевских в театральную сцену, где семья разыгрывает домашний спектакль, а полный героями произведений Федора Михайловича зрительный зал отражается в зеркале. Линогравюры Екатерины Шлыковой, Полины Федоровой, Ильяны Мардалиевой и Елизаветы Дубовой объединились в своеобразную серию иллюстраций, посвященных жизни семьи Достоевских в Старой Руссе. Тема сотворчества и духовного единения Федора Михайловича и Анны Григорьевны Достоевских раскрывается в маркерной графике Агнии Борискиной, гуашевых листах Виктории Марковой и Анастасии Манаковой. Валентин Чугунов выполнил проникновенный портрет семьи Достоевских за традиционным чтением, а Анастасия Лозина тонко изобразила осеннюю Старую Руссу и писателя на фоне любимых им городских мест.
Новгородская детская художественная школа впервые демонстрирует работы выпускников в Музее романа «Братья Карамазовы». Для нас большая честь и ответственность в год 200 -летия Федора Михайловича Достоевского представить произведения юных художников, которые на несколько месяцев станут частью экспозиции и частью образного мира Достоевского, современным изобразительным посвящением великому писателю.
12 мая 2021 г.